На сцене одного из московских театров идет спектакль "Одноклассники". Сюжет достаточно трагичный: 40-летние одноклассники собираются на юбилей их товарища - умного, тонкого, правильного Ивана, вернувшегося инвалидом из Афганистана. По ходу спектакля открываются совершенно удивительные вещи, и одна из метаморфоз - то, кем стали повзрослевшие школьники. Так, подающий надежды поэт превратился в алкоголика и бомжа, а местный хулиган - в олигарха и даже баллотируется в мэры...

 

Конечно, театральная история утрирована, но так ли она далека от жизни? Удивляли ли вас судьбы ваших одноклассников или однокурсников? Замечали ли вы, что вчерашние троечники часто преуспевают в жизни, в то время, как многие отличники почему-то превращаются в "серую массу"? 

 

Считается, что человек, которому с детства ставят высокую планку и который упорно трудится, в конце концов достигнет успеха. И в этом, вроде бы, есть и логика, и справедливость. Но на деле все оказывается иначе. 

 

Неосознанно каждый из нас выбирает в жизни определенные стратегии поведения и, соответственно, достижения своих целей. Условный отличник и условный троечник избирают совершенно разные модели, а затем сформированные за годы учебы паттерны переносятся и в профессиональную жизнь. А значит, определяют и социальный успех человека.

 

Цель любого школьника/студента — получить знания и подтвердить их достойными оценками. Как организован процесс обучения у уже знакомых нам троечника и отличника?

 

Отличник - это одиночка, автономная единица, которая работает только на себя и отвечает за себя. Отличник все силы бросает на учебу: он самостоятельно выполняет все задания, прочитывает сотни книг, зубрит, часами пропадает в библиотеке. Отличник верит в то, что результаты учебы полностью зависят от его собственных усилий. И в рамках образовательного процесса такая установка и линия поведения работают на 100%!

 

Стратегия троечника - совершенно иная. Чтобы списать домашнее задание, получить зачет или проходной балл на экзамене троечник задействует так называемые people skills или soft skills  - умение общаться с другими, налаживать контакты, подстраиваться, чувствовать настроение собеседника, торговаться и вести переговоры. А ведь согласно выводам ученых, 85 % успеха определяется именно этими качествами, а не знаниями и техническими навыками! (об этом, кстати, неоднократно говорил и Герман Греф в своих выступлениях).

 

Что происходит, когда отличник выходит на работу (офис)? Неожиданно для себя он попадает в совершенно незнакомую для себя среду. Привычная схема: «задание — самостоятельная работа — результат» дает сбой.

 

Работа в компании подразумевает сотрудничество, потому что итоги работы общие. В коллективе необходимо лавировать, договариваться, устанавливать отношения. А как раз этого отличник не умеет делать!

 

Жесткая установка на индивидуализм не приносит успеха даже самому блестяще образованному выпускнику. Он не понимает правил игры, взаимоотношений между сотрудниками и руководством, всех этих тонких нюансов. Признаться в том, что он чего-то не знает, обратиться к окружающим за помощью и советом? Отличник даже не рассматривает эти варианты! Ведь он уверен в силе своего разума, и этот вывод основан на предыдущем опыте.

 

Мир отличника рушится. Он вдруг осознает, что с ним что-то не так. Он винит себя в том, что он, вероятно, что-то не знает, не выучил, недостаточно хорош… Даже добравшись до вершины карьерной лестницы, отличники часто говорят о своем одиночестве, отстраненности от коллектива, противопоставлении себя и других.

 

Отличникам так или иначе приходиться либо перестраиваться (а это очень сложно для сложившейся личности) либо находить себя в занятиях, где результат напрямую зависит от собственных усилий.

 

Зато троечники чувствуют себя в подобной ситуации как рыбы в воде. И им, привыкшим к риску, маневрам и взаимодействию с окружающими, улыбается профессиональная удача!

 

Согласны ли вы с нашими рассуждениями?